В современном мире, где все расписано по часам, а для детей предлагается большое количество разнообразных игр и игрушек, мамы зачастую не придают особого значения такому понятию, как колыбельные песенки для малышей, ладушки, пестушки («пестовать», т.е. нянчить, носить на руках, заботливо растить, лелеять), заменяя их, в лучшем случае, на спокойную музыку, а то и на звук, раздающийся с экрана телевизора..
При этом они забывают, а зачастую и не знают, что один из способов общения с ребенком, который имеет большое влияние на его развитие и дальнейшее формирование, как личности – это народный фольклор.
Искусство народа или фольклор (в переводе с английского – «народная мудрость, знание») глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.
Первыми приходят колыбельные песни, наполненные материнской заботой и любовью, они влияют на психологическое состояние, поведение и настрой ребенка в момент засыпания. Размеренный, небыстрый мотив, текст, построенный на образах, уже хорошо знакомых ребенку, успокаивают и усыпляют его. Колыбельные сулят малышу грядущие удачи и благополучие.
Слушая мамины колыбельные песни, ладушки малыш получает не только свои первые познания в музыке, первые уроки развития речи. В ответ на мамино пение он начинает по-своему гулить, что приводит в действие и развивает гортань – основной инструмент речевой деятельности. Под воздействием колыбельных песен развивается память ребенка, которая запоминает повторяющиеся интонации, в результате чего малыш раньше начинает различать интервалы между отдельными словами. Это способствует тому, что ребенок лучше воспринимает содержание, и оно для него становится более понятным, а значит, и речевые навыки проявятся быстрее.
Через народный фольклор ребенок познавал родной язык, родные мотивы, физически развивался в играх, знакомился с окружающим миром. В его памяти откладывалось все самое поэтичное и музыкальное, появлялось творческое мышление, рождался человек. Детские песни и игры являлись теми семенами, из которых впоследствии и вырастал подлинный народный исполнитель-творец.
«Человеческая память коротка. Но есть еще другая память, она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции, передает информацию пришедших из прошлого явлениях, тайна которых давно утеряна.… Почему на Троицу, например, наряжают березку, а на Масленицу сжигают чучело и пекут блины; почему на елку вешают золотые шары и маленькие игрушки, почему зажигают на ней огни и зачем покупают бумажные маски? Перед нами некое ответственное действо, которое совершают во имя высокой цели – ради людей, ради самой жизни…» (И.Уварова)
Растет ребенок, приходит черед пестушкам и потешкам.
Пестушки исполняются в первые месяцы жизни ребенка, цель их – забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия – агуканье, гуление, потягивание, первые шаги и т.д. Для того чтобы вызвать у ребенка радость, улыбку, двигательное возбуждение, веселый лепет, необходима зрительная и слуховая стимуляция, она-то и достигается пением пестушек.
Какова судьба народного фольклора сегодня? Наблюдения фольклористов доказывают, что они, как и другие жанры традиционного фольклора, уходят из современного повседневного быта. Их исполнители за редким исключением люди весьма преклонного возраста. Молодые мамы в преобладающем большинстве подлинных народных колыбельных песен не знают и не поют, ссылаясь на неумение петь. Отсутствие музыкальных способностей — не повод отказывать ребенку в колыбельных песнях, подчеркивают специалисты: «Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, вне зависимости от того, каким голосом их исполняют».
Народный фольклор играет огромную роль в духовном развитии маленького человека, его нравственно-эстетическом воспитании. Колбельные песни трогают сердце, учат любви к своей земле и своему народу. Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней.
Для ребенка Родина – это мама, близкие, родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что слышит и видит ребенок в детстве, зависят формирование его сознания и отношение к окружающему миру.
Комментарии
Отправить комментарий
Напишите мне